Вопросы батюшке

 

На Ваши вопросы отвечает настоятель храма св. прпмц. Елисаветы протоиерей Вячеслав (Слезкин).

Все вопросы модерируются. Ответы будут появляться по мере накопления здесь же либо текстом, либо в видеоформате.



Имя: Данил
Тема вопроса: Вера и Церковь

Вопрос #6:

  Батюшка, есть люди, которые не отрицают Бога, верят в Него, некоторые называют себя христианами, но в храмы не ходят, не исповедуются, не причащаются, т.е. не участвуют в Таинствах, не живут церковной жизнью и говорят в свое оправдание, что «у них Бог в душе», «им посредники не нужны». В чем заблуждение такого мнения? И насколько оно опасно?

Ответ #6:

Заблуждение людей верующих, но не ходящих в храм, как раз в том, что они не участвуют в таинствах. Выдуманный ими постулат о Боге в душе абсолютно противоречит (и даже противостоит) евангельскому указанию Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» То есть Бог является в первую очередь в собрании учеников Христа. Увы, подозреваю, что эти люди не читали этих слов. Да и само Евангелие, думаю, не читали. Ни одно из Евангелий. Ведь это цитата из Евангелия от Матфея — самого первого в любом издании книг Нового завета. А там есть и такое указание, как буквально вымаливать чудо… опять же в молитвенном собрании себе подобных единодушных верующих: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Боюсь, что такие «верующие в душе» живут как раз без знания о Боге как о чуде. Величие Бога в их представлении очень ограничено. Да и Бога ли они ощущают в душе? Как бы ни лукавый дьявол вложил в их души ощущения, воспринятые ими как божественные. В общем это «слепые вожди слепых». Их скучный выдуманный путь — не повод к подражанию. Да и пути то нет, то есть дороги к храму. Мне видится здесь вера ленивого обывателя.

 

Имя: Данил
Тема вопроса: Пост

Вопрос #5:

  Есть такое выражение: «поститесь постом приятным». Но пост это время покаяния, а разве покаяние может быть приятным? И как сегодня достичь «радостнотворного покаяния», чтобы, с одной стороны, не удариться в крайность самоедства, а с другой не обессмыслить пост сплошными послаблениями?

Ответ #5:

  Пост приятен душе именно потому, что это время покаяния. Однажды мой знакомый семинарист при начале поста громко возликовал: «Наконец-то пост! Теперь точно перечитаю святителя Игнатия Брянчанинова!». Душа чувствует пост как время, когда человек думает не только о теле и больше старается уделять времени ей. И это не может не быть ей приятно. Что до покаяния и послаблений, то это… несколько разные стороны поста. Ведь каяться надо всегда, а пост лишь напоминание и возможность усилить покаяния (то есть чаще думать о покаянии и каяться регулярнее). Например, постом мы произносим чаще даже саму молитвенную формулу покаяния: «Господи помилуй!» Пост — очень удобное время, чтобы не впасть в самоедство (когда человек несправедливо считает себя безысходно виноватым и до конца не прощенным Богом) или профанацию (когда человек думает, что виноват он не более других и покаяние становится формальным). Ведь постом предписано каяться всем одинаково регулярно. Постом так же все напоминает о крестной жертве принесенной Богом ради избавления нас от грехов. И человек приучается бороться не с каким-то одним грехом в жизни, а со всеми грехами, даже которых он не видит. С самим свойством впадать в грехи. А послабления в наше время основном касаются еды, из-за большого количества разных типичных (то есть хронических) заболеваний нашего века. Получить послабления в покаянии просто невозможно.

 

Имя: Данил
Тема вопроса: Иерархия ценностей

Вопрос #4:

Скажите, что самое главное в Церкви, а что второстепенно? В чем все верующие должны быть едины, а в чем дозволяется свобода?

Ответ #4:

Существует давняя формула православных духовных ценностей. Она звучит так: единство в главном, свобода во второстепенном и любовь во всем. Это значит, что у верующих должно быть единство в догматах Церкви. Такое единство есть у всех православных, хотя его хотят сегодня нарушить вопросами автокефалии (которые второстепенны). То есть все православные веруют в то, что Церковь приняла и утвердила на семи Вселенских соборах. Это в первую очередь единосущность всех Трех Лиц Бога. Все Три Лица Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух) едины по сути — по Божеству — и потому равны. Все Три Лица — один Бог, а не разные боги. Это величайшее чудо в которое мы верим. Все решается Тремя Лицами в Совете Святой Троицы. А поскольку где совет, там решение полюбовное то, христиане вслед за апостолом Иоанном Богословом утверждают: «Бог есть Любовь!»
Также догматом является утверждение, что во Христе два естества Божественное и человеческое находится вместе «не слитно и не раздельно». Это значит, что плоть (тело, органы чувств и сами чувства) не силой, а добровольно подчинилась Божеству в Богочеловеке Христе. И это значит, что Бог дал нам свободу, согласно которой божественная благодать никогда «не насилует» (не заставляет силой служить себе). К примеру, сейчас идет пост, но мы постимся добровольно (а тот, кто стар или сильно болен вообще не может поститься). Если бы не так, то постом у христиан на физиологическом уровне пропадало бы желание есть мясо, молочное, яйца и рыбу (или просто тошнило при виде этих продуктов). Отнюдь! Постом эта еда становится особо соблазнительной. Есть христиане, которые не приняли этот догмат. Мы называем их несторианами и монофизитами (признающими только одно Божественное естество во Христе). Такие христиане преобладают в Эфиопии, Египте, Ираке, Сирии, Армении, Индии.
Мы также верим, что на иконах отражается образ Христа напрямую и образ божий в душах святых людей. Поэтому мы поклоняемся иконам. Католики, которые отдалялись от православных почти всю вторую половину первого тысячелетия нашей эры так глубоко икон не почитают.
Они также добавили за это время ряд новых постулатов, которые запутали простоту и замутили чистоту христианской веры на Западе. Так Римский папа, стал считать себя не первым среди равных патриархов православных Церквей, а… самим наместником Бога на земле! На этом основании он стал требовать подчинятся себе другим православным Церквам, в чем ему было официально отказано в 1054 г. Поэтому сейчас подлинное единство есть только между православными.
Мы уже говорили, что Бог дал людям свободу. Ведь все люди разные и даже близкие друзья не могут ходить строем и соглашаться во всем. Одним нравится один храм или священник, другому — другой. Один полагает, что такой-то епископ произносит очень важные современные проповеди, другой любит когда больше молятся. Один соблазняется полноприводной машиной священника, а другой рад, что теперь священник будет ездить на требы в отдаленные глухие места. Это все рождает различия, которые надо уважать и терпеть (быть может не меняя своего мнения, а может быть и соглашаясь).
Из-за различий во вкусах и методах мы имеем возможность выбирать себе храм, священников, духовников по вкусу. И даже менять их… если понадобится (хотя опыт показывает, что спешить не стоит). А если мы зайдем в православный храм в другой стране, то можем встретить даже внешние различия в традициях. Например, у греков после многих столетий турецкой оккупации женщины не надевают в храме головных уборов (чтобы не быть похожими на мусульманок). Это их право, но мы руководствуемся в этом вопросе прямым указанием апостола Павла о женщине в головном уборе.
Как же нам сохранять единство при таких внешних отличиях? С помощью любви! Мы не спорим с греками, а уважаем их. Поэтому, лучше всего в храме в первую очередь прислушиваться к словам священства. Например, переспрашивать священников о непонятных Вам мнениях окружающих людей. А если священник не поддержит мнения Вас окружающих, то не ругать окружающих прилюдно, а, как говорится, простить их и понять. Оставить со своим мнением, но продолжать любить: ставить за них свечи, писать в записочках о здравии их имена.
К словам священства стоит прислушиваться в храме больше, чем к чужим, еще и потому, что это в первую очередь слова молитв. А еще Христос напоминал людям, что дом Божий — храм — должен быть «домом молитвы»! Кстати, молитва — первое, что мы должны делать в храме. Все остальное перед ней — второстепенно! Ведь это разговор с Самим Богом.

 

Имя: Данил
Тема вопроса: Св. Предание и Св. Писание

Вопрос #3:

   Перед Таинством Крещения оглашенным (людям, которые собираются креститься) надо прочитать Евангелие. Евангелие — это Откровение Божье, данное нам в Священном Писании через духоносных писателей, писавших в далекое от нас время. Как нам правильно понимать смысл Евангелия и применять его истины в своей жизни, чтобы соблюдать не только букву, но и дух?

Ответ #3:

    Евангелие надо рассматривать не только как исторический артефакт, написанный в обстановке первого века по Рождестве Христовом, но и как книгу духовную, как послание всей Церкви на все века. В этом смысле интересно, что Евангелия очень долго не записывались, а были на слуху у самых первых христиан, как живое руководство к действию. Так длилось несколько десятилетий, пока… не начали уходить в мир лучший живые свидетели проповеди Христа на земле. Полагаю, что именно они в ожидании кончины (предвидя свой мученический конец во времена очередных гонений) начали активно диктовать и сверять написанное (о чем написано апостолом Лукой в самом начале Евангелия от Луки). Они писали и диктовали, предвидя и наши времена. Когда в 21 год я впервые открыл Евангелие, то поражен был как раз тем… что две тысячи лет назад знали мои нынешние внутренние проблемы и написали о них. И, когда я крещу, то спрашиваю крестных в первую очередь: «О чем написано Евангелие?» И отвечаю сам же им: «О нас с Вами!» В этом вечность и вечная актуальность Евангелия. Будучи книгой исторической, она тут же всегда современна, актуальна и интересна!

 

Имя: Данил
Тема вопроса: Первые шаги в Церкви

Вопрос #2:

  Что делать человеку в храме, если он не понимает, что читают и что поют во время службы? И как проводить время на службе с пользой для души?

Ответ #2:

Даже в самом хорошем храме действительно не всегда все понятно. А уж для человека впервые входящего в храм многое в новинку. Чтобы выйти из этого положения надо учить довольно короткую, но важную так называемую внутреннюю молитву, часто повторяя про себя «Господи помилуй!» или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!» Читающий ее никогда не ошибется: в любое время в любом храме она будет звучать в унисон храмовым молитвам. Ведь покаяние — суть всех молитв. Второй способ более технический — учиться (проще всего по Псалтири дома) читать на церковно-славянском языке. За год, обычно, человек понимает уже многое. Но дух покаяния (то есть желания всегда и везде быть всегда помилованным Богом) важнее всего. Если его нет, то начинаются разговоры в храме или слишком тщательное ухаживание за свечками и подсвечниками. Если присмотримся, то в монастырях во время служб подсвечники сильнее залиты свечами. Это от того, что для монахов покаяние куда важнее внешнего лоска и марафета.

 

Имя: Данил
Тема вопроса: Первые шаги в Церкви

Вопрос #1:

Батюшка, как человеку, который делает первые шаги в Церкви Христовой, не спутать храм и Церковь? Ведь он часто может слышать, как верующие люди по привычке говорят «пойду в храм», «схожу в церковь», не делая разницы. Спасибо!

Ответ #1:

Разница между храмом и Церковью действительно не большая. Ведь храм — важнейший элемент Церкви. А Церковь состоит из людей, ходящих в храмы. Для человека ближайший или любимый им храм — и есть его представление о всей Церкви. Тут ведь и ангелы незримо предстоят, и святые, и кающиеся грешники, возглавляемые местным епископом и ведомые местным духовенством. А главное — здесь сам Христос в таинствах. И в первую очередь — в Причастии. Поэтому слова эти часто вполне справедливо замещают друг друга в нашем сознании. Церковь — круг избранных людей, то есть христиан. Храм — тому подтверждение!

 

Комментирование запрещено