О Неделе святых отец (прот. Вячеслав Слезкин)

    Есть в православном праздничном ряду удивительный праздник, который часто отмечается после Нового года. Это – Неделя святых отец, последнее воскресение перед Рождеством Христовым. Удивителен он потому, что за неделю до него отмечают праздник с похожим названием – Неделя святых праотец. Если то, что праотцы – самые древние праведные люди – понять не трудно, то кто такие святые отцы, осознается не сразу. Этим именем в Церкви величают всех святых учителей вообще. То есть святых, оставивших после себя поучение. Какие же поучения оставили святые отцы, память которых отмечается за несколько дней до Рождества?
Прежде чем дать ответ, надо представить богослужения последних дней поста пред Рождеством. Пост перед Рождеством не самый строгий, за это я зову его миссионерским. Если Великий пост перед Пасхой — апогей ортодоксальной аскетики — прекрасный ориентир отдачи максимальных усилий Богу. То пост до Рождества гораздо легче, и потому доступен любому ищущему смысл человеку, готовиться ко встрече с Богом. Сколько раз я слышал упреки в мягкости православных постов, столько раз повторял — это правда: Православие отводит посту только роль, способ, даже не путь, а часть пути. Ведь, «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?»
То есть всякий Рождественский пост мы помним, что Христос уже родился, воплотился и даже Воскрес. Только мы забываем об этом столь часто, что должны как волхвы ко Младенцу Христу, принести от себя что-то важное – то, чем мы наполняем обычные дни. И поскольку сокровище наше лежит на столах, скрыто в холодильниках или уже нас радует желудок, мы отдаем из него любимое, отказом от мяса, яиц, молока. Это и есть миссионерский — учебный и не самый строгий — пост пред Рождеством, когда позволено есть рыбу, например. Постясь совсем не слишком строго, мы уподобляемся всему человечеству, искавшему Бога после изгнания из рая.
Был в начале 20 века замечательный религиозный философ князь Евгений Трубецкой, погибший рано от тифа в белогвардейском Новороссийске. Критикуя известных мистиков: Соловьева, Флоренского, Булгакова – Трубецкой утверждал, что психологическая и религиозная интуиция не есть нечто особенное из области Откровения Божьего. Тогда была популярна идея Цельного знания, когда к научному эмпирическому опыту в ходе исследования предлагалось добавлять рациональный философский (то есть теоретический) и религиозно интуитивный (то есть духовный) опыт. И Трубецкой утверждал, что этот последний потому и надо признать научным, что он естественен для человека вообще. В отличие от многих философов Трубецкой признавал настоящим Откровением только Боговоплощение – Рождество Христа, как ответ свыше на естественную религиозную интуицию людей. Но и этого, считал философ, мало! Нужно, чтобы Откровение Бога стало понято и принято людьми. Чтобы Рождество стало и Откровением человечества. А для этого нужен обязательный труд над собой. Этот труд мы зовем аскетическим.
Именно поэтому в конце не строго Рождественского поста Церковью установлено пять дней предпразднества. Это сделано, как принято считать, наподобие Страстной седмицы перед Пасхой, ведь такого долгого предпразднества нет ни у одного из церковных торжеств. В эти дни на каждой службе поются и читаются молитвы напоминающие, что Рождество особо приближается. Так что, последние дни, называемые, «навечериями», на которые приходят в основном все постящиеся, становятся только окончаниями – апогеями – предпразднества. И постятся в эти дни гораздо строже. То есть уже не миссионерски, а стараясь хоть в чем-то подражать настоящим аскетам и постника — учителям Церкви — святым отцам. Не даром к этим дням предпразднества приурочен и праздник Воскресение Святых отцов.
Центральной частью этого праздника можно считать событие времен пророка Даниила, когда в Древне-Персидской империи, обреченные на казнь три его ученика, не сгорели в печи огненной, но оставались целы, молясь Богу. Церковь это событие Ветхого завета считает пророчеством, что Дева Мария, нося Христа Младенца перед Рождеством, не опалилась огнем Божества, а стала подлинной Богородицей. То есть Христос пришел не палить и наказывать человечество, а выручать и спасать. Поэтому, есть в народе церковном довольно простое объяснение, что праотцы – это праведники древние, жившие до пророка Даниила, а святые отцы – праведники, живущие после. Причем, само «после» может быть растянуто вглубь Новозаветных времен. Тут, как и в дате самого Крещения, не столь важна хронология, сколь апология — признание и подготовка души ко встречи со Спасителем!
P. S. Поскольку в последние десятилетия установилось, что Новый год – праздник надежды, Рождество – праздник веры, а Пасха – любви, то Воскресение Святых отец должно усиливать надежду, усиливая и труды на почве веры. Это учение Церкви – то есть святых отец!
Всех вас с НАДЕЖДОЙ и ВЕРОЙ!!

Комментирование запрещено