Храм во имя св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду на Святой Земле был построен Государем Императором Александром Третьим в память его матери Императрицы Марии Александровны.
Это образец русской архитектуры московского стиля, церковь увенчана семью луковичными куполами. Внутри ее находится иконостас изящной работы из белого мрамора с орнаментом темной бронзы. Иконы в нем кисти Верещагина, пол в храме из разноцветного мрамора. В нижней части Гефсиманского сада вокруг храма недалеко от ворот одновременно с его постройкой возвели домик в два этажа, надпись над входом которого гласит:
«В память Вел. Князя Константина Николаевича и его внучки Великой Княгини Александры Георгiевны».
Рядом с этим домом у ограды находится место, освященное новозаветным преданием: Матерь Божия после Своего Успения сбросила здесь Свой пояс неутешному апостолу Фоме, не заставшему Ее погребения, и благословила всех апостолов. Камень, у которого это происходило, обнесен решеткой, над ним поставлен в киоте образ Успения Пречистой.
У русского храма в Гефсиманском саду находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова, которую основала в 1934 году с благословения митрополита Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Анастасия принявшая Православие шотландка Стелла Робинсон, в монашестве — игумения Мария.
В 1932 году она вместе с другой британкой Аликс Спрот стала ревностной приверженкой православия, они принимают монашество, в какое Спрот постригают с именем Марфы.
Мать Мария и монахиня Марфа прикладывают все силы для помощи Русской Духовной миссии РПЦЗ в создании новой общины в Вифании. Марфа посвящает себя служению меньшой братии – детям, и находится в селении Вифания, расположенном неподалеку на северо-восточном склоне Елеонской горы. Марию назначают настоятельницей этой общины, посвящают в игумении, она поселяется в русской части Гефсиманского сада рядом с храмом св. Марии Магдалины.
Слово «Вифания» в переводе на русский – «дом фиников» или «дом бедности», теперь это селение – мусульманское, под названием Эль-Азарие, но его Елеонские окрестности святы для христиан: по горе от Иерусалима идет евангельская пешеходная дорога. При въезде в Вифанию — русский участок земли в два гектара, приобретенный в 1909 году для нужд паломников. Тогда здесь построили два каменных двухэтажных здания и обнесли территорию стеной. Во время Первой мировой войны турецкие солдаты хозяйничали тут, разгромив постройки вплоть до выломанных оконных рам и дверей. Все это пришлось восстанавливать трудами матушки Марии и монахинь.
В 1937 году в Вифании открыли школу с интернатом для православных девочек. Чтобы дать арабкам понимание Православия, кроме общей для местных школ программы, преподавали Священную историю, катехизис, историю Церкви. В старших классах изучали русский язык, обучались церковному пению.
Это и все другие дела сестер Вифанской общины по просвещению и помощи ближним вдохновлялись и одухотворяются образом св. Великой княгини Елисаветы Феодоровны, давшей великолепный пример таких трудов в своей московской Марфо-Мариинской общине. Она – как бы духовная руководительница и покровительница вифанских сестер, открывших здесь также бесплатную амбулаторию для местных жителей.
Место евангельской Вифании особенно напоминает о святых сестрах Марфе и Марии, поэтому столь символично переплетена со всем здешним бытом житие настоятельницы Марфо-Мариинской обители святой Елисаветы Феодоровны, покоящейся на Гефсиманской земле под уходом крестовых сестер. Не случайны и имена первых здешних инокинь Марии и Марфы. На русском вифанском участке обнаружили следы древнего благочестия: фундамент здания в форме церкви или часовни, несколько пещер в скалах двора. Найден напоминающий наддверие входа в храм известковый прямоугольный камень, на каком по-гречески выбито:
«Здесь Марфа и Мария услышали от Господа слово о воскресении из мертвых… Господь…», – далее надпись прерывается.
На этом месте поставлена часовня с полукруглым куполом, где в Вербную субботу совершается торжественная служба с крестным ходом и водосвятием.
По материалам сайта Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного
Монастырь во имя Новомучеников Российских в Алапаевске
Монастырь во имя новомучеников Российских построен в нескольких метрах от места убиения прмц. Елисаветы Феодоровны и ее близких.
18 июля по новому стилю 1918 г. здесь в 12 верстах от города на заброшенной шахте Нижнеселинская произошло великое злодеяние. Были убиты великая княгиня Елисавета Феодоровна, ее Крестная сестра инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович; трое князей крови императорской: Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович – сыновья князя Константина Константиновича; князь Владимир Павлович Палей, сын князя Павла Александровича. Все они находились в Алапаевске в заточении и при наступлении Белой армии Большевики их коварно ушли. Они были живыми сброшены в шахту глубиной 60 метров и закиданы ручными гранатами. Долго слышались из-под земли глухие голоса и церковные песнопения. Только Князь Сергей Михайлович был убит пред сбросом в шахту.
Когда в октябре, после занятия Алапаевска Белыми войсками, в шахте были произведены раскопки, около тела великой княгини были найдены две неразорвавшиеся гранаты, а на груди — икона Спасителя, благословение Николая Второго в день присоединения ее к Православию. В настоящее время мощи преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы на Святой Земле.
Первый камень монастыря во имя Новомучеников Российских на месте убиения преподобной Елисаветы Феодоровны был заложен 6 июля 1996 г. Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном. Сейчас это уже 4-этажное кирпичное здание с внутри построенным храмом, алтарь которого будет освящен во имя Новомучеников Российских.
Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»