Малые Родины (прот. Вячеслав Слезкин)

    Приходская жизнь в наше время теплится повсюду и в крупных городах российских и в областных (районных) центрах и в, казалось бы, совсем удаленной русской глубинке. Почти везде, где есть очаги жизни народной, есть или свои приходы или приходы соседние, близлежащие, и, оттого, тоже «свои» (даже если дорога к ним совсем не близкая). Приход – это одна из немногочисленных реально действующих ячеек нынешнего российского общества (и непременный атрибут современной русской жизни), а приходская жизнь, очевидно, крупнейшая некоммерческая деятельность в России (уже слышу несогласия, но… каждый судит по себе!!). Ежедневно через приходы, словно могучие духовные фильтры, проходят десятки, сотни и тысячи наших современников, осознавших глубокую необходимость участия Бога в своей жизни.
Были на Руси времена, когда монастыри являлись ярчайшими символами Православия. Вплоть до девятнадцатого века в истории России первенствующую роль (влияющую не только на духовную жизнь, но на всю отечественную культуру) играли монастыри, многие из которых можно было бы назвать подлинными «бастионами духа», настоящими «кухнями добродетелей», рассадниками живых аскетических традиций, в которых так остро нуждалось «многое множество» мирян. В великий девятисотлетний период нелегкой, но прекрасной истории дореволюционной России, большинство отечественных святых было буквально выпестовано в монастырях и бережно подано заботливой рукой Церкви для спасения соотечественников.
Именно там совершался величайший парадокс христианской любви: отрешенный от мира смиренный инок не только молил Творца о пребывающих в миру братиях, но и сам, помолившись, думал как им обустроить жизнь страны. И можно иносказательно заметить, что некоторые келии (например прп. Сергия Радонежского) являлась колыбелью и нашей культуры и нашей государственности. Так православная вера на Руси получила монастырское воспитание: практичное, трезвое и деятельное. Благодаря ему народ сумел сохранить веру деятельную живую несмотря на нравственные колебания и страшные гонения послереволюционного века. Можно даже сказать, что Россия единственная страна, культура которой невообразима без православной веры, веками обогатившей все жизненные клеточки нашего общества.
Исходя из этого, надо отметить и существующую разницу между монастырской и приходской общиной. Монастыри имеют братию, удалившуюся из мира (по точному слову святителя Игнатия) «из среды соблазнов в уединенную иноческую обитель» за стены монастыря. Поэтому монахи всегда пребывают в общении с подобными себе молящимися и постящимися христианами. Святитель Игнатий Брянчанинов добавляет, что «таким удалением изглаждаются прежде полученные греховные впечатления и отвращается возможность заражаться новыми впечатлениями». Приходы же собирают людей постоянно живущих в миру, которые после более или менее продолжительного молитвенного общения с единодушной братией вынуждены вновь возвращаться в мир.
Люди, составляющие приход встречаются и духовно общаются друг с другом, прежде всего, во время богослужений. Затем, большинство из них на длительный срок уходят за пределы приходской атмосферы молитвенного общения и целыми днями пребывают в состоянии разобщенности. Пока снова ни соберет их вместе храм для молитвы. Поэтому, самое главное в приходской жизни (что, кстати, свидетельствует о современных приходах как наследниках древне-христианских общин) – возможно частое богослужение. Чем чаще богослужение на приходе, тем чаще люди имеют прекрасную возможность собираться вместе для молитвенного общения, где, также, поддерживают себя или других, учатся друг у друга. «Где двое и трое собрано во имя Мое, — говорил Сам Господь, — Там Я посреди них». Хорошо пребывать с Господом. И это напрямую относится к службе. «Храм – это небо на земле, на небо нас и может не допустят. Так мы на земле в храм сходим», — так удивительно смиренно заметила одна ветхая старушечка, выходя после службы из храма. Я же добавлю, что именно таких на небо-то и «пустят»!

Комментирование запрещено