О Масленице в России (прот. Вячеслав Слезкин)

    В России масленица: легендарное, интересное, но неоднозначное время… препровождение. Как и разносторонняя душа россиянина, масленица одновременно начало подвига (поста) и просто роскошный отдых. Праздник и пост, душа и тело, времена разбрасывать камни и их собирать в одной красивой масленичной форме – такое, пожалуй, только у нас. Выросшая на стыке глубинной проповеди христианства язычеству, российская масленица – одно из самых необычных проявлений национального характера.
    Гулять так гулять, спасаться так спасаться – лозунг нашей масличной недели. Как не вспомнить в эти дни о юном Николая Втором, упоенно катавшемся на льду в Прощенное воскресение до последних минут дня. В других народах мы вряд ли отыщем подобное отношение к главным подготовительным дням перед постом. Правда там тоже бывает контраст в эти дни. Но, это контраст противоречий, трагикомично выраженный полотном Питера Брейгеля Старшего «Битва поста и масленицы».
    Когда христиане 19 века обеспокоились проявлением нехристианского поведения в жизни, замечательный (хоть и противоречивый) философ Владимир Соловьев принялся их утешать. Поскольку рушилось то, что насаждалось в Средние века (казавшиеся временем простоты, чистоты и добродетели душ народных), то полагали что рушится христианская культура как таковая. Соловьев же утверждал, что Средневековье не было апогеем христианской культуры (тем более добродетели). Это был апогей культурного варварства, ведомого идеями христианства все далее к свету. Апогей варварства, в котором… христианство пыталось исправить все худшее. Развивая идею учителя, ученик Соловьева князь Евгений Трубецкой пришел к выводу, что главной ошибкой средневекового сознания стало давление (и даже подмена) юридическим законом самой веры. В борьбе (выходит дело с собственным) варварством Запад и вправду увидел в христианских заповедях столь ему нужные «буквы закона». Желая изменить языческие традиции Запад… решил лишь заменить их христианскими заповедями (как тому самому «руководству к действию»). Попытка искоренить вместе с языческим естественные (у каждого свои) религиозные взгляды народов спровоцировала  те непримиримые формы борьбы (например, инквизиции), что печально прославили Запад.
    Превращая христианство в букву закона, западные миссионеры просвещая «языки» становились напрямую притчей во языцех. Это стало особо заметным, когда волна миссионеров и конкистадоров дошла до Ахилесовых столпов Европы и отправила свой неугасимый дух реконкисты почти прямиком (была попытка высадится в Африке, но дальше Сеуты не продвинулись) в две Америки за море. Там лежало все то множество народных традиций в борьбе с которыми простая средневековая (по сути же варварская) установка претерпела поражения и трансформации (вплоть до Хеллоуина и мексиканского Дня мертвых). Размышляя об этом, невольно прославляешь неотмирную неспешность православия (многим исторически кажущегося косностью), приведшего просвещенные им народы Руси (в обратном направлении народам Запада) к Америке веками позднее. В печальной (на первый взгляд) потери Аляски кроется тоже противоречие «неумение» русской духовности во всем становится буквой закона. Чиновники Русско-Амеркианской кампании неоднократно были недовольны неспешной миссионерской деятельностью присланной на Аляску братии Валаамского монастыря. Став в непременный пример успешных миссионеров католиков, Баранов и (в прямом смысле) кампания, буквально требовали быстрых поголовных крещений алеутов, эскимосов и индейцев. Братия «косно» и постоянно не слушалась.
     Конечно, все хвалят свое, но… с высоты времен истории можно заметить, что восточным народам тут повезло много больше. Нельзя напрямую сказать, что в Византии, России, Грузии в христианстве, как на Западе, не видели пресловутую «букву закона». Но попытки закона (скажем прямо, царей и чиновников) подчинить себе дух христианства не добились успеха. Еще в начале реализации византийцами известной идеи Симфонии (равновесия закона и духовности в обществе) к искоренению язычества даже «люди осударевы» стали подходить трепетно и духовней. Пусть известная доля политики в этом вопросе (в стране не менее известной своим политическим искусством) была, но… так или иначе восторжествовал путь духовный.
    Существует историческая легенда, как граждане Великой Моравии — первой славянской державы – обратились к германским князьям с просьбой научить их христианству. И тут эта (вполне историчная повесть) переходит в трагикомичный исторический анекдот. Немцы сразу предложили славянам отказаться от… разговорных традиций. Имея ввиду, очевидно, известную (и сегодня!) долю нецензурного фольклора в языках славян (тогда игравшего ритуальную роль заклинаний и проклятий), германские миссионеры назвали язык славян поганым (то есть языческим). В качестве «альтернативы» они предложили славянам… с Богом говорить на латыни, а дома меж собой на баварском диалекте. Удрученные, но не сломленные славяне тогда прознали, что можно принять крещение не превращаясь в германцев. Неформализм в крови и душе, толкающий современника порою искать пути отпевания даже тех, кто не желал быть отпетым… не всегда не праведен. И в том историческом случае, они вовремя вспомнили, что есть еще какие-то другие христиане – православные в Византии. И по просьбе славян Византийским интеллектуал патриарх Фотий прислал святых братьев Кирилла и Мефодия не просто составить азбуку, а очистить и освятить их язык для разговора с Богом.
    Отсюда и нынешний дух российской масленицы. В нем дух наследников лучших коренных славянских традиций помноженных на православную веры. «Гуляй, да знай меру!» «Делу время, потехе час!» — из того же духовного корня и смысла, из тех же наших палат некогда просвещенной души народа. Блины, песни, хороводы не бьются в России на Масленице с постом. Здесь иное: земная страстная стихия душ и тел встречает (и уважительно приветствует!) грядущее духовное бесстрастие. И буквально вливается в него затем, чтобы человек простой мирской женатый мог почувствовать (хоть на короткий календарный срок) себя немножечко монахом и аскетом. И в этой краткой но важной бескрайней крайности испытать всю полноту жизни данную Свыше! Всех с русской масленицей!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.